Rambler's Top100

 
         
 
             
Новости Публикации Литература НАСТ Законы Ссылки Каталог фирм
Paintball Фильмы Оружие Инфозащита Приколы Тесты О проекте
[Гостевая]
[Пишите нам]
[Главная]


Технологии безопасности

10 Московская международная выставка MIPS

1-ая Казахстанская Международная Выставка по Безопасности - Security Expo 2004


 


Диктофон у Вас на службе

Диктофон у Вас на службе

     Перефразируя известную истину, можно сказать: «Диктофон хорош для того, у кого он есть, и плох для того, у кого его не окажется в нужную минуту в нужном месте».

     Сколько раз, возвращаясь с деловой встречи и пытаясь по памяти воспроизвести ту или иную прозвучавшую на ней фразу, вы сетовали на то, что не обладаете полной записью только что состоявшегося разговора со всеми его поворотами и интонациями... Сколько раз после важной лекции вы понимали, что в вашем конспекте нашла отражение далеко не вся изложенная информация. Да мало ли еще было в вашей жизни ситуаций, когда возникала необходимость записать разговор на небольшой магнитофон.
     Как это ни удивительно, в этом деле мало что изменилось с той ночи, когда штандартенфюрер СС фон Штирлиц записывал беседу с партайгеноссе Борманом на диктофон, по-прежнему остающийся самым надежным и эффективным средством оперативной звукозаписи. В этой статье мы попытаемся определить, какой из имеющихся на отечественном рынке диктофонов наиболее пригоден для решения этой задачи. Надеемся, что изложенный в ней материал будет полезен как для сотрудников служб безопасности, так и для бизнесменов, использующих в своей работе портативные средства звукозаписи.
     Как уже отмечалось, на сегодняшний день основным инструментом для записи речи в «полевых» условиях является диктофон.
     Диктофон — это устройство магнитной записи и воспроизведения речи с целью ее последующей обработки или архивации. Устройство выполнено на основе магнитофона и применяется для диктовки документов, записи бесед и пр.
     В настоящей статье мы остановимся на портативных микрокассетных диктофонах.

     Юридический аспект использования диктофона

     Прежде чем начать разговор о диктофонах как таковых, нелишним будет остановиться на правовых моментах их использования. В различных источниках можно почерпнуть довольно противоречивую информацию, поэтому, действуя согласно правилу «не знаешь как поступить — поступай по закону», обратимся к руководящим документам.
     Основными актами, регламентирующими использование диктофона, являются законы «Об оперативно-розыскной деятельности в Р.М.» и «О негосударственной охранной и детективной деятельности » в Р,М,. Некоторые моменты, касающиеся использования диктофона, отражены в «Уголовном Кодексе РМ». На основании этих документов можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день законы РМ не вводят каких-либо ограничений на использование технических средств документирования речи в помещениях, принадлежащих лицу, осуществляющему вышеозначенные действия, а также в общественных местах, на улице и т. д.
     Таким образом, при рассмотрении основных методов и приемов использования диктофона, будем иметь в виду, что речь идет исключительно о легитимных действиях, то есть основанных на соблюдении законов, действующих в Республике Молдова.

     Основные причины проведения звукозаписи

     Наиболее распространенными причинами, по которым обычно производится оперативная звукозапись, являются:

    • необходимость «документирования» беседы или телефонного разговора с целью экономии времени при составлении отчета или для последующего анализа; необходимость использования полученной записи для оказания влияния на собеседника или предоставления в качестве доказательств каких-либо его обещаний и высказываний, сбора материалов о конкурентах, злоумышленниках и т. д.
    • необходимость получения голосового образца собеседника для последующей его идентификации при возникновении каких-либо особых обстоятельств; контроль за работой некоего лица со стороны руководителя фирмы или службы безопасности. Так, например, ознакомившись с фонограммой записи деловой встречи, которую осуществил ваш сотрудник, можно достаточно объективно оценить правильность выбранной им линии поведения, отметить его ошибки и т. д.; необходимость регистрации большого объема информации, трудной для запоминания, например, почтовых адресов, телефонных номеров и т. д.;
    • использование диктофона в качестве записной книжки для регистрации собственных мыслей, указаний, проектов деловых документов и пр. В этом смысле диктофон полезен и при проведении визуального обследования каких-либо предметов, помещений и т. д.;
    • использование диктофона в качестве «сторожевого» устройства для регистрации во время ваше го отсутствия акустической обстановки в помещении. Каждый сеанс «деловой» звукозаписи по своему уникален, поэтому требует продуманной организации и четкой реализации оператором всех заранее намеченных действий в ходе его проведения.
    Из многочисленных факторов, оказывающих влияние на выбор аппаратуры звукозаписи, оптимальные варианты ее размещения и тактику построения оператором предстоящей беседы, особое внимание следует уделять предварительному выяснению следующих:
    • предполагаемое место проведения беседы;
    • характер акустической обстановки в нем (наличие в помещении звуковоспроизводящей аппаратуры, вентиляторов, кондиционеров, шумов с улицы, предусмотрен ли во время беседы прием пищи, в каком типе помещения она будет протекать — в тихом кабинете, шумном зале, в автомобиле, в черте города или в загородных условиях и т. д.);
    • характерные особенности и привычки собеседника (наличие у него дефектов речи, привычки обниматься при встрече, похлопывать по карманам, говорить со своим окружением на другом языке и т. п.);
    • имеющиеся в распоряжении оператора средства деловой звукозаписи (малогабаритный микрокассетный магнитофон, портативный кассетный магнитофон, закамуфлированные средства звукозаписи и т. д.) и их максимальные ресурсы записи;
    • места размещения аппаратуры звукозаписи (возможность оператора иметь при себе сумку, атташе-кейс, надеть одежду свободного покроя, темную плотную сорочку и т. д.);
    • ожидаемая продолжительность встречи и наиболее вероятное время обсуждения особо значимых вопросов;
    • возможность конспиративного управления магнитофоном в процессе проведения мероприятия или легендированного выхода из помещения для смены кассет, возможность заранее оборудовать помещение, где будет проводиться беседа, выносным микрофоном и разместить магнитофон в соседнем помещении;
    • предполагаемое расстояние между собеседниками и их взаимное расположение, количество участников встречи.

     С учетом вышеуказанных факторов и других заранее заданных или не поддающихся изменениям условий проведения намеченной беседы производится предварительная подготовка к предстоящему сеансу деловой звукозаписи, которая, как правило, включает в себя следующие основные действия:
    1. Выбор основного и резервного мест проведения сеанса (при наличии возможности), благоприятного характера акустической обстановки.
    2. Выбор типа магнитофона, исходя из имеющегося арсенала, места проведения сеанса, продолжительности встречи, взаимного расположения оператора и собеседника.
    3. Выбор места размещения аппаратуры магнитной звукозаписи или выносного микрофона с учетом места проведения беседы, характера акустической обстановки в нем, особенностей и привычек собеседника.
    4. Выбор тактики проведения беседы с учетом сложности акустической обстановки, технических возможностей используемой аппаратуры и места ее расположения, особенностей речи собеседника и места его размещения.
    5.Подготовка аппаратуры магнитной звукозаписи, проверка ее в снаряженном состоянии.

     Итак, подготовка к сеансу звукозаписи начинается с подбора места с благоприятной для ее осуществления акустической обстановкой.
     Дело в том, что в отличие от человеческого уха, которое, как правило, легко адаптируется к окружающей шумовой обстановке, микрофон любого магнитофона практически одинаково регистрирует все раздающиеся в данном помещении звуки. Например, сидя в шумном ресторане, вы будете легко понимать своего собеседника, даже если уровень акустических помех значительно превышает уровень его голоса, или, находясь в тихом помещении, вы почти не замечаете шелеста штор, тиканья часов, уличного фона и т. п.
     Прослушав же запись беседы, которая была сделана в той же обстановке, вы вряд ли сможете с первого раза разобрать слова своего собеседника, сказанные в шумном месте, а на фонограмме записи, сделанной в тихом помещении, обязательно обратите внимание на порой мешающие прослушиванию непонятные шорохи, стуки и пр. Следует также отметить, что микрофоны аппаратуры магнитной звукозаписи, в отличие от человека, лучше воспринимают различные высокочастотные звуки (например, резкие женские голоса, щебет птиц и т. п.).

     Если сеанс звукозаписи ответственной деловой беседы должен быть проведен в определенном месте, желательно, предварительно смоделировав ситуацию, произвести в нем пробную запись при аналогичной акустической обстановке и с использованием комплекта аппаратуры, который предполагается задействовать в мероприятии.

     В случае неутешительных результатов пробной записи следует либо постараться перенести беседу в другое, менее шумное место, либо использовать аппаратуру звукозаписи с более высокими техническими характеристиками и обязательно с выносным микрофоном, предусмотрев его размещение как можно ближе к собеседнику. Кроме того, необходимо более тщательно спланировать ход предстоящей беседы, предусмотрев обсуждение наиболее важных вопросов в те моменты, когда уровень акустических помех будет минимальным. В общем случае место расположения в помещении звукозаписывающего устройства или его выносного микрофона должно подбираться таким образом, чтобы оно было максимально удалено от источников акустических помех при минимально возможном расстоянии до источника интересующей вас информации, то есть до вашего собеседника.
     На молдавском рынке звукозаписывающей аппаратуры предлагается уже достаточно широкий выбор различных микрокассетных и других диктофонов, которые по своим техническим и оперативным параметрам могут использоваться при деловой звукозаписи.
     К числу основных критериев, определяющих выбор той или иной модели «делового» микрокассетного диктофона, следует прежде всего отнести следующие:

    1. Малые габариты и вес.
    2. Бесшумность работы лентопротяжного механизма.
    3. Широкий диапазон записываемых частот.
    4. Большой динамический диапазон записываемого сигнала.
    5. Возможность записи как от встроенного, так и от выносного микрофонов.
    6. Возможность дистанционного управления включением и выключением лентопротяжного механизма.
    7. Отсутствие в процессе работы каких-либо демаскирующих факто ров, например щелчка при возврате клавиш управления в исходное состояние по окончании пленки на кассете или подачи звукового сигнала за 1-2 минуты до окончания времени записи.
    8. Возможность ступенчатого или плавного изменения чувствительности микрофона.
    9. Наличие механического или электронного счетчика движения ленты.
    10. Наличие режима авто реверса, то есть автоматического переключения направления движения ленты при ее окончании на одной стороне кассеты.
    11. Наличие светодиодного (LED) или жидкокристаллического (LCD) индикатора записи.
    12. Возможность контроля записи или прослушивания записанной фонограммы через наушники.

     Помимо обязательных или желательных функций, которыми должны обладать микрокассетные диктофоны для деловой звукозаписи, дополнительное удобство в эксплуатации приносят такие функции, как возможность его включения с помощью часового автопуска (таймера), возможность записи на фонограмму специальных акустических меток (Cue mark, Index), по которым затем легко можно найти нужный участок фонограммы, режим ускоренного прослушивания фонограммы (Fast play) и т. п.

     Вместе с тем, накопленный опыт использования микрокассетных диктофонов показывает, что при проведении сеансов деловой звукозаписи следует с осторожностью подходить к использованию имеющегося в некоторых моделях так называемого «режима акустомата» (VOC, VOR, VCVA и т. п.), который включает диктофон только при поступлении на его вход звукового сигнала, превышающего устанавливаемый заранее пороговый уровень, незначительно превосходящий фоновый шум помещения, в котором производится запись.
     Эта функция позволяет в некоторых случаях значительно увеличить время записи на микрокассету, но при этом очень часто приводит либо к потере части записываемой информации (когда собеседник неожиданно понижает голос или отворачивается в другую сторону), либо «забивает» фонограммы ненужными звуками и шумами (так как уровень фоновых шумов любого помещения, как правило, постоянно изменяется и в любой момент может превысить порог срабатывания акустомата). Кроме того, после каждой остановки записи при ее возобновлении обычно теряется начальный слог или даже слово фразы, что может затруднить обработку фонограммы.
     Одним из важнейших факторов, зачастую определяющего выбор аппарата звукозаписи, является длительность предстоящего сеанса, поскольку в подавляющем большинстве случаев требуется, чтобы время непрерывной записи диктофона (магнитофона) превышало длительность беседы. Этот показатель, как правило, зависит от применяемого типа ленты и скорости ее протяжки.
     Практически все современные микрокассетные диктофоны (в отличие от компакт-кассетных) имеют две скорости записи: низкую (LP), равную 1,2 см/с, и стандартную (SP), равную 2,4 см/с. Имеются также три основных типа микрокассет: МС-60, МС-90 и МС-120 (микрокассеты МС-15 и МС-30 мы не рассматриваем). В этой маркировке цифра означает время (в минутах) непрерывной записи на одной стороне микрокассеты при низкой скорости или — на обеих сторонах при стандартной.
     Оптимальным типом микрокассет для деловой звукозаписи являются кассеты МС-90, предусматривающие полуторачасовую непрерывную запись на одну сторону при скорости 1,2 см/с, а при наличии реверса, как, например, у диктофонов Sony М950, Olympus L-400, Olympus S724 — соответственно трехчасовую. Использовать микрокассеты типа МС-120 не рекомендуется из-за сильного вытягивания ленты, а также большой вероятности ее сминания, запутывания или обрыва при обработке фонограммы.
     Нужно отметить, что у известных фирм-производителей диктофоны, принадлежащие к одной серии, имеют обычно одинаковые технические характеристики, определяемые используемой элементной базой электронной схемы аппарата, а отличаются только набором сервисных функций. Например, в диктофонах фирмы Olympus серий S720, S920, L150 использован одинаковый комплект микросхем LA4165, фирма Panasonic в диктофонах серии RN-202 - RN-602 применяет микросхемы ЬА-4162ит. д.


Источник: www.nast.md
 

Rambler's Top100  
Moldova Top 100
Sec.ru - Весь Российский рынок безопасности  
 

© Copyright 2000-2003 www.sec4all.net