"Безопасность для всех"

Главная  Словари  Каталог   О проекте   Карта сайта   Контакты    Старая версия сайта

       
Поиск   
Главное меню

AdSense




 Энциклопедия юриста
Энциклопедия юриста
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ФИКХ

(араб. - глубокое понимание, знание)
1) мусульманско-право-вая доктрина - систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. В литературе, посвященной мусульманскому праву, Ф. в указанном значении часто называется мусульманской юриспруденцией.
Исторически сложилось несколько школ (толков) Ф.-доктрины, которые отличаются друг от друга подходами к толкованию Корана и сунны и методами формулирования норм в случае молчания этих источников (иджтихад). Позиция каждого из них изложена в трудах основателя, его учеников и последователей, крупнейших правоведов средневековья. Представители различных школ Ф. и даже последователи одного толка часто придерживаются несовпадающих мнений по сходным вопросам. В настоящее время сохраняются 4 суннитских толка Ф. - ханафитский, маликитский. шафиитский и ханбалит-ский - и несколько иных школ.
2) Нормы, регулирующие поведение мусульман и сформулированные мусульманскими правоведами в рамках различных школ Ф.-доктрины. В этом отношении Ф.-право сопоставим с нормативной стороной шариата. В той мере, в которой нормы Ф.-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. Поэтому Ф.-право по своему содержанию близок к понятию мусульманского права, основным источником которого традиционно являлась доктрина.
В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права. Там, где отсутствует семейное и наследственное законодательство, Ф.-доктрина остается ведущим формальным источником права личного статуса мусульман. Принятое в большинстве исламских стран законодательство по этим вопросам основано на закреплении выводов Ф. того или иного толка, выступающего в этом случае материальным (историческим) источником права. Одновременно данное законодательство отводит Ф.-доктрине роль суб-сидиарного источника, применяемого в случаях, не урегулированных законом. Аналогичный статус Ф.закрепляется и гражданским законодательством ряда исламских стран. В тех из них, где проводится курс на претворение шариата, принимаются меры по включению положений Ф. в уголовное, гражданское, торговое и иное законодательство. Обсуждается возможность и целесообразность кодификации Ф.на уровне не только личного статуса мусульман, но и других правовых институтов и отраслей.
Лит.: Ислам/Энциклопедический словарь. М" 1991. С. 254-259.
Сюкияйнен Л.Р.


 

 


PR-CY.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

RunCms Copyright © 2002 - 2024
- Free Opensource CMS System - 
- Click here to visit our mainsite! -
Design By Farsus
Hosted by ARAX COMMINICATIONS
Право, Нотариат
Пейнтбол в Молдове
- Генерация страницы: 0.251379 секунд -