Дата:  8.4.20 | Раздел: 

Видеоигры для детей и подростков – советы по безопасности

В марте 2020 года, во время объявленной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, ВОЗ опубликовала заявление, согласно которому:
«Компьютерные игры позволяют отвлечься от негативного информационного фона, плюс, с их помощью можно выстраивать социальные взаимодействия с другими людьми, оставаясь, при этом, дома. Соответственно — игры являются неплохим способом провести время дома во время пандемии коронавируса.»

"Мы надеемся достучаться до людей по всему миру, чтобы сообщить им, что лучшее, что они могут сделать для предотвращения дальнейшего распространения коронавирусной инфекции COVID-19 — это оставаться дома. Для того, чтобы скрасить вынужденную изоляцию, можно использовать компьютерные игры, которые позволяют не только отвлечься, но и общаться с другими людьми (если мы говорим о мультиплеерных играх)", — отмечают представители ВОЗ.

Всемирная организация здравоохранения и крупнейшие разработчики видеоигр запустили инициативу с хэштегом #PlayApartTogether, которая поможет людям осознать необходимость самоизоляции.
Важно отметить, что ранее представители ВОЗ более негативно высказывались о видеоиграх и их влиянии на здоровье человека, и в первую очередь, ребенка. Следует ли считать такую реакцию вынужденной, как выбор так называемого «меньшего зла», в условиях пандемии и глобальной самоизоляции? Вредны или полезны видеоигры для психики и здоровья ребенка? Какие угрозы они таят и как от них обезопаситься? Постараемся разобраться вместе.

Влияние видеоигр на ребенка
Существует устойчивое мнение, которое связывает видеоигры с негативным поведением у детей и подростков. Некоторые лица прямо заявляют, что игры провоцируют агрессию, насилие или даже преступное поведение у ребенка. Например, согласно исследованию Дартмутского университета в США, видеоигры негативно влияют на поведение детей, делая их более агрессивными. В исследовании приняли участие более 17 000 детей и подростков в возрасте от 9 до 19 лет. В период 2000–2017 годов ученые наблюдали за реальным поведением детей и подростков, играющих в видеоигры, и впоследствии могли утверждать о существовании «насильственного эффекта видеоигр», когда со временем насилие в виртуальном мире переместилось в реальный мир.
Однако данные результаты опровергаются другими исследованиями - в частности, в ходе исследования, которое было реализовано Эндрю Пшибыльским из Института интернета Оксфордского университета и Неттой Вайнштейн из школы психологии Кардиффа. Ученые проводили опросы, чтобы выяснить взаимосвязь между играми и поведением подростков. В ходе исследования велось наблюдение за 1004 детьми возрастом 14-15 лет, а также проводились беседы с их родителями или опекунами. Результаты были опубликованы в журнале Clinical Psychological Science, посвященном проблемам клинической психологии. Результаты показали, что те, кто много играл в видеоигры, скорее, использовал их, чтобы уйти от проблем. При этом сами игры не являлись причиной неурядиц.
«Мы не нашли доказательств того, что нездоровые отношения с играми объясняют серьезные эмоциональные или поведенческие проблемы, в том числе в отношениях со сверстниками», — заявил Пшибыльский.

Таким образом, мы видим противоречивые данные исследований, которые требуют более детальных комментариев.

В настоящий момент не существует однозначных данных, позволяющих с уверенностью связывать негативное поведение и агрессию у детей и подростков с видеоиграми. Ряд психологов отмечает, что в отличие от видеофильмов с элементами насилия, при просмотре которых у детей возникает желание представить себя героем фильма, повторить его действия уже в ходе игры со сверстниками – компьютерные игры как раз наоборот, позволяют ребенку трансформировать свои желания и виртуально отыграть персонажем, с которым он себя ассоциирует. Тем самым происходит выплеск, сублимация, или перенос негативной энергии в игровой форме, что оказывает на него позитивное влияние. В какой-то мере подобное используется и психологами в отношении взрослых. Например, общеизвестно, что в Японии, в некоторых компаниях, работники, испытывающие сильный стресс, могут перейти в специальную комнату, где выплеснуть накопившееся напряжение на манекенах.

Вместе с тем, не стоит ни обвинять видеоигры в девиантном поведении детей, ни ждать от них спасения. Видеоигры - это лишь инструмент, который может быть направлен как на благо, так и во вред вашему ребенку.
Крайне важно понять: поведение ребенка во время видеоигры - это прекрасный эмоциональный тест.
Если ребенок очень бурно реагирует на процесс игры, излишне возбуждается, тяжело переживает проигрыши, выражает негативные эмоции, высказывается агрессивно или оскорбительно в отношении своих виртуальных соперников, пытается в порыве гнева разбить гаджеты и иные предметы – Хьюстон, у вас проблемы.. Если, напротив, он демонстрирует подавленность, замкнутость, апатию после видеоигр – это также говорит о наличии психологических проблем, на которые следует обратить пристальное внимание. Вероятно, обратиться за помощью к психологу, или, как минимум, ограничить его игровую активность, заменяя ее другими занятиями.

Что родителям важно знать о видеоиграх?

1) Абсолютно все видеоигры проходят обязательное предварительное тестирование, и им присваивается соответствующий возрастной рейтинг. Например, в Европе таким рейтингом является PEGI (Pan European Game Information)
Существуют следующие возрастные рейтинги:
3: Подходит для любых возрастных групп. Игра может содержать очень условное насилие в комическом подтексте (по типу «Ну, погоди!», «Том и Джерри») без нанесения вреда мультипликационным персонажам. Ребёнок не должен ассоциировать героев с реальными личностями, они должны быть полностью придуманными. Не должно быть никаких звуков или изображений, которые могут испугать маленьких детей. Нет грубой лексики.
7: Любая игра рейтинга 3, но при этом может содержать некоторые пугающие сцены и звуки.
12: Допускается так или иначе выраженное графически насилие по отношению к фантастическим героям (как правило, не схожим с человеком) или неграфическое (без визуализации крови и ранений) — к узнаваемым животным. Дополнительно допускается некоторая графическая нагота. Любая ненормативная лексика должна быть смягчена и не относиться к сексуальным ругательствам.
16: Игры данного класса могут включать умеренные сцены насильственных действий и сцены сексуального характера, которые должны соответствовать тем, которые могут встретиться в реальной жизни. Допускаются сцены курения табака или принятия наркотиков, отсылки к азартным играм, грубый юмор и бранные слова.
18: Данный класс применяется тогда, когда присутствуют сцены грубого насилия, или имеются некоторые специфичные виды насилия. Данное описание субъективно, но ключевым свойством является то, что сцена насилия может вызвать чувство отвращения.
В странах СНГ рейтинг PEGI официально не используется. Однако в большинстве стран существуют собственные аналогичные рейтинговые системы, и материалы для детей обязательно получают возрастные ограничительные метки и помечаются соответствующими значками.
Таким образом, чтобы понять, может ли ваш ребенок играть в эту игру - достаточно найти ее описание в интернете, как правило, они находятся в свободном доступе. Разрешать или не разрешать ребенку доступ к игре, не предназначенной для его возраста – это решение родителей.
Естественно, крайне нежелательно разрешать несовершеннолетним детям доступ к видеоиграм с возрастными рейтингами 16 и 18. При этом, в настройках некоторых игр, имеющих рейтинг 18, существуют опции, позволяющие существенно ограничить или отключить жестокость, сексуальные сцены или нецензурную лексику.

В любом случае, прежде чем принять такое решение необходимо ознакомиться с игрой. Поиграть в нее самому, или посмотреть видеоролики, на которых показан реальный игровой процесс, почитать обзоры и комментарии в интернете. Периодическое общение с ребенком, который получил доступ к играм, не предназначенным для его возраста, позволит вам определить, было ли такое решение верным или его стоит пересмотреть.

2) Существуют специальные видеоигры, которые изначально направлены на детскую аудиторию, в том числе детей младшего возраста. В таких играх отсутствует какое-либо насилие, или агрессия. Наоборот, их героями являются яркие и позитивные сказочные персонажи, животные или персонажи популярных детских мультфильмов. Целью таких игр является обучение ребенка различным навыкам, изучение посредством виртуального пространства окружающего мира, человека, флоры и фауны, истории, различных профессий и др.. Формирование моральных установок, понимания добра и зла, объяснения важности дружбы и сотрудничества, взаимопомощи, заботы о других. Ряд обучающих игр позволяют обучать детей родному или иностранному языку, основам математики, письма, биологии и анатомии и другим знаниям. Подобные игры несут позитивный эффект и их можно рекомендовать родителям в качестве дополнительного развивающего занятия для ребенка.

3) Для помощи родителям разработаны специальные программные комплексы, которые позволяют ограничивать доступ ребенка к видеоиграм и содержимому, не предназначенному или не рекомендованному для детей, в том числе определенного возраста. Подобные программные продукты не только не позволят ребенку запустить такие игры, но и сообщат родителям о попытках доступа к ним. Они так же сообщают, о том в какую игру и сколько времени играл ребенок, и при необходимости помогут установить временной режим доступа, или дистанционно отключать игру с помощью компьютера или мобильного телефона родителя. Эти же приложения контролируют активность ребенка в социальных сетях и подключенные к нему устройства. (Пример, Kaspersky Safe Kids)
4) Даже в играх, предназначенных для детей, они могут сталкиваться с негативными проявлениями со стороны других игроков. Это касается популярных онлайн-игр, особенно с возможностью внутриигровой коммуникации. В так называемых «чатах» другие дети, или даже взрослые, которые нередко выдают себя за детей, могут использовать нецензурную лексику, выражать угрозы в отношении других игроков, провоцировать их на различные негативные действия. Есть случаи, когда онлайн-игры использовались для знакомства и последующей вербовки детей в преступную деятельность (торговлю наркотиками, порнографию).

5) Во время видеоигр дети могут сталкиваться с мошенниками, которые под видом различных лотерей, акций, выгодных обменов, или иных действий, заманивают их в ловушки. Польстившись на заманчивое предложение, ребенок может сообщить злоумышленнику платежные данные родителей, или предоставить полный доступ к устройству, на котором он играет. В некоторых играх - целью мошенников может быть сам игровой аккаунт ребенка, или отдельные его элементы, которые могут представлять серьезную ценность для других игроков и самого ребенка.

6) Следует объяснить ребенку, что ему не следует сообщать своим друзьям по игре подробную информацию о себе и родителях, рассказывать детали своей жизни, отправлять фото или видео материалы, сообщать свой домашний адрес, телефон и другую информацию. В случае, если ребенок столкнулся с назойливым интересом со стороны виртуальных знакомых, ему следует немедленно обратиться к родителям, так как именно это позволит предотвратить возможные негативные последствия.

7) Существуют многочисленные примеры, когда посредством игровых приложений, злоумышленники получали доступ к устройству и использовали его для своих целей, например, для доступа к личным материалам, фото-видео или даже финансовой информации. Поэтому важно объяснить ребенку основы информационной безопасности. Установить специальные защитные программы и антивирусы, по возможности не разрешать ребенку играть с того же устройства, которые родители используют для работы и в личных целях. Или сделать для него отдельные защищенные аккаунты без доступа к остальному содержимому.
8) Во многих видеоиграх, которые являются бесплатными, есть платное содержимое. Обычно это различные улучшения, или дополнения, часто лишь визуального характера. К сожалению, дети по неопытности или легкомыслию могут тратить значительные средства со счета мобильного телефона, или даже с банковской карты своих родителей, если они имеют к ней доступ. Поэтому - очень важно постоянно контролировать расходы и ограничивать любые платежи ребенка без участия взрослого.

9) Даже если игры не имеют вредного содержимого и специально предназначены для обучения детей – ребенок не должен проводить за ними слишком много времени.

Считается, что детям:
- До 7 лет нежелательно проводить за экраном более получаса в день.
- Для детей до 12 лет это время может составлять не более часа в сутки.
- Для детей старше 12 лет не более 2-2,5 часов.

В любом случае если видеоигры отвлекают ребенка от учебы или являются заменой других занятий (спорту, прогулкам на воздухе, игрой с друзьями) их стоит ограничивать. При этом важно не прибегать к карательным мерам без объяснения, так как это может негативно повлиять на поведение ребенка и взаимоотношении с родителями. Полный запрет на любые видеоигры может нанести больше вреда, чем пользы. Ведь ребенок может стать изгоем среди своих сверстников и наверняка попытается получить доступ к играм обманным путем. Необходимо объяснить ребенку, почему вы это делаете, и попытаться найти компромиссное решение. Естественно это будет непросто и потребует от родителей значительной выдержки и спокойствия.

10) Важно, чтобы родители проявляли искренний интерес к тому, чем занимается ребенок. Они должны знать, во что он играет и периодически обсуждать с ним игровой процесс. Необходимо спрашивать у ребенка, почему ему нравиться именно эта игра, что его привлекает в процессе, что там происходит, как себя ведут другие игроки и т.п. Обсуждать и даже давать советы о игровой тактике. Это позволит, во первых, вовремя обнаружить и предотвратить негативное влияние игры, во вторых, развивать речь и интеллектуальные качества ребенка, в третьих, укрепить ваши с ним отношения. К тому же, разобравшись в его увлечениях, вы сможете эффективно использовать их для его воспитания и организации воспитания. Например, предлагать ему не просто убрать комнату, а изобразить процесс его любимой игры.
Подводя итог, можно сказать, что видеоигры - это неотъемлемый элемент жизни современного ребенка. Поэтому они требуют от родителей серьезности и ответственного подхода. Лишь соблюдая все меры безопасности, вы сумеете ограничить своего ребенка от негативного влияния, и поможет направить игровую активность ему на благо.

Анатолий Брединский.
http://sec4all.net/



Cтатья опубликована на сайте "Безопасность для всех":
http://www.sec4all.net

Адрес статьи:
http://www.sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=1794